При выборе профессии человек должен иметь ясное представление о себе самом и о том, что вам предлагают. Успех и счастье собственных руках человека. То, что удовлетворяет кого-то другого, не обязательно подойдет вам. Выбор профессии — это время принять решение, сделать собственный, личный выбор, определить, что я могу делать лучше всего и что я больше всего хочу делать.
В определенной степени разумно организовать выбор профессии, выявить специфику, уровень развития способностей, психологические особенности, интересов и установок могут помочь тесты. Выполнив тесты, необходимо оценить их результаты и наметить для себя те рамки, которые позволят определить (или благоразумно отвергнуть) возможные пути своего профессионального выбора.
Тесты и опросники дают представление о том, что:
- человек может делать лучше всего (врожденные способности);
- соответствует стилю и поведению человека(личностные особенности);
- стимулирует интересы и установки человека (мотивация).
Слово
«способности» в психологии имеет особое
значение и обозначает как врожденные возможности, так и те, которые возникают
в результате обучения. Способности — это источник возможностей. Может
быть, ваш опыт пока не дал вам случая проявить ваши истинные способности.
Тесты по определению способностей направлены на выявление тех талантов,
которые не зависят впрямую от образования и знаний. При проверки скрытых
способностей можно обнаружить некоторые возможности, которые не использовались
и которые могут быть развиты.
Тесты
по определению способностей сводят до минимума значение,
часто придаваемое образованию и квалификации и исключительно полезны для
выяснения того, что человек может делать. Не настолько хороши они для
определения того, что человеку не под силу потому, что устремленность
может горы свернуть. В течение многих лет тесты дают отличные прогнозы
относительно индивидуальных особенностей и типа работы, в которой человек
скорее всего преуспеет.
В
большинстве профессий способности только тогда могут использоваться эффективно,
когда у человека существуют также определенные наклонности и поведенческие
характеристики. Эффективность деятельности организации зависит от того,
насколько личностные особенности сотрудников соответствуют исполняемой
ими работе. Работа должна соответствовать личностным особенностям человека.
Личностные
тесты обычно даются в форме вопросов о том, что человек думает,
чувствует, как себя ведет в тех или иных ситуациях. Чтобы получить реальную
оценку своих возможностей необходимо честно отвечать на эти вопросы. Личностные
тесты отличаются от тестов по определению способностей тем, что в них
не существует правильных или неправильных ответов. То, что получается
в результате, — это и есть действительность.
Мотивационные
тесты помогают показать, насколько человек верно осознает свои
стремления. Главное — установить, в чем человек действительно заинтересован,
и тогда он скорее всего будет делать это хорошо и будет испытывать удовлетворение.
Мотивационные тесты часто обманчиво просты, например, вас могут попросить
выбрать из предложенной пары работу, которую вы бы предпочли например:
опросник (ДДО).
Тесты дают достаточную общую
информацию при выборе профессии, однако конкретные специализированные
виды работы или отдельные рабочие ситуации могут быть связаны с дополнительными
требованиями. Тесты не могут это учесть!
Поэтому, прежде
чем твердо решить, чем заниматься, нужно обратить внимание на следующие
моменты. Во-первых, для некоторых профессий необходимы физические характеристики.
Во-вторых, обнаружив идеальную для себя профессию, можно столкнуться с
фактом, что получить требуемую квалификацию невозможно по каким-либо причинам.
Наиболее важным фактором следует считать те жизненные обстоятельства (место
жительства, возраст, семейное положение и т.д.).
Исследование
способностей, личностных качеств и мотивации поможет лучше понять, как
эффективнее использовать свой потенциал, окажет помощь молодым людям при
выборе наиболее подходящего им образования и профессии, в которой они
могут добиться наибольшего успеха.
Тесты
на определение способностей
Тест
«Определение творческих способностей»
(Х.Зиверт)
Находчивость
(шкала Н)
Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить,
может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания коллективно,
то Вам необходимо назначить «секретаря». Другие члены группы будут выступать
лишь в роли «поставщиков идей». Вы можете также работать самостоятельно.
Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнять задания как можно
быстрей. Для контроля используйте секундомер.
Задание. В левой колонке таблицы (на следующей странице)
множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек Вы должны записать
одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например,
как это имеет место для слов, начинающихся с «c»: свежий, свободный, святой,
свинина и т.д.
Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать
разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для
заполнения каждой
колонки.
Оценка шкалы Н (находчивость)
Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты
трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально Вы можете получить
60 баллов.
0-20 баллов. Это задание далось Вам с большим
трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при
оценке «настоящего» теста, определяющего Вашу пригодность к работе, Вас
отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться
с другими
начальными буквами.
21-40 баллов. У Вас средние результаты. Оценка
результатов «настоящего» тестирования будет средней. Чем больше Вы получили
баллов, тем лучше Ваш результат. Поупражнявшись, Вы, несомненно, без усилий
добьетесь лучших результатов. Вам следует потренироваться с этим тестом,
используя другие начальные буквы.
41-60 баллов. Несомненно, Вы поняли, что при
решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь
на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно.
Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически,
думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно).
Сколько
вы найдете слов, начинающихся с «НО..? У Вас одна минута. «НОТАРИУС» |
Проделайте
то же самое с сочетанием «БО..» У Вас одна минута. «БОКАЛ» |
Проделайте то же самое
с сочетанием «НЕ..». У Вас одна минута. «НЕЖНОСТЬ» |
1. |
1. |
1. |
2. |
2. |
2. |
3. |
3. |
3. |
4. |
4. |
4. |
5. |
5. |
5. |
6. |
6. |
6. |
7. |
7. |
7. |
8. |
8. |
8. |
9. |
9. |
9. |
10. |
10. |
10. |
11. |
11. |
11. |
12. |
12. |
12. |
13. |
13. |
13. |
14. |
14. |
14. |
15. |
15. |
15. |
16. |
16. |
16. |
17. |
17. |
17. |
18. |
18. |
18. |
19. |
19. |
19. |
20. |
20. |
20. |
21. |
21. |
21. |
22. |
22. |
22. |
23. |
23. |
23. |
24. |
24. |
24. |
25. |
25. |
25. |
26. |
26. |
26. |
27. |
27. |
27. |
28. |
28. |
28. |
29. |
29. |
29. |
30. |
30. |
30. |
на
главную
|