Словарь терминов     на главную

Алфавитный классификатор

Тесты

Востребованность

Готовность к профессиональному самоопределению
внутреннее качество личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального намерения.
Имидж
сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Задатки
некоторые биологически детерминированные анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей.
Интерес
эмоциональные предпочтения в познании определённых сторон окружающего мира
Карьера
сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни.
Личный профессиональный план (ЛПП)
представления чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Важно иметь представления об основных этапах и внешних условиях намеченных целей.
Консалтинг
консультирование по различным вопросам.
Личность
целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
Мода
временное преобладание каких-либо вкусов, мнений в общественной жизни, культуре, искусстве.
Мотив
движущая сила, которая побуждает человека к деятельности и направляет её.
Мышление
процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Профессиограмма
1) описательная характеристика конкретной профессии, раскрывающая содержание труда и требований, предъявляемых к профессионалу (к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека). В профессиограмме отражают также аспекты профессиональной деятельности: социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические.
2) документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к специалисту. Этот документ должен обеспечить постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.
Профессиография
технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям работника.
Профессиональная адаптация
адаптация работающих к условиям профессиональной среды.
Профессиональная готовность
субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Профессиональная консультация
форма профессиональной ориентации как непосредственная помощь профориентируемому в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом интересов, способностей, призвания и уточнения отсутствия противопоказаний.
Профессиональная подготовка
система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков, умений и профессиональной готовности.
Профессиональная подготовленность
оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности.
Профессиональная пригодность
совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом.
Профессионально важные качества (ПВК)
относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Профессия
род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Профессиональное развитие личности
процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического образования.
Профессиональное самоопределение
активный и длительный процесс и результат выбора профессий; начальный этап профессионального и существенная сторона общего развития личности; психологический критерий и фактор успешности первого этапа профессионального и общего развития; способ самореализации и составная часть жизненного самоопределения.
Профессиональный отбор
система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
Психограмма
описание индивидуально-личностных качеств человека, необходимых для успешного выполнения определённой трудовой деятельности.
Рынок труда
отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.
Самоактуализация
полное развитии своего потенциала (врожденных задатков и способностей). Теория самоактуализации создана американским психологом гуманистического направления Абрахамом Маслоу (1908-1970). Согласно его теории потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности, такие как потребности в безопасности, любви, пище и крове. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания (пища, тепло и отдых ). Уровнем выше находится потребность в безопасности (чувство защищенности в повседневной жизни, отсутствие тревоги). Следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности (людям необходимо любить и чувствовать себя любимыми, находиться в физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми). После того как потребности этого уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе, людям нужны положительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов и славы. Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и в меру уверены в своих способностях, они готовы попытаться полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную роль, чем перечисленные базисные потребности. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает Маслоу
Самооценка
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей;
самооценка адекватная - это объективный анализ личностных качеств, способностей, поведения, внешнего облика;
самооценка завышенная - предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств;
cамооценка заниженная - предполагает недооценивание самого себя: своих успехов, знаний и других качеств.
Самопонимание
процесс наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения. В результате внутренней работы удаётся «нарисовать» некий «автопортрет», который называется образом Я.
Самосознание
мыслительный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.
Самостоятельность
волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
Специальность
обозначает содержание образовательной программы подготовки специалиста в вузе. Перечень специальностей утверждается Министерством образования Российской Федерации, и каждой специальности присваивается свой номер. Если в справочнике для поступающих рядом с названием специальности указан ее номер, это означает, что обучение ведется по программам соответствующим государственным стандартам.
Социальный престиж профессии
значимость и привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности человека.
Социальный статус
совокупность особенностей человека, вытекающих из его принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив), социально-историческим общностям или большим группам (нация, народ, класс, страна).
Склонность
эмоциональные предпочтения определённых занятий, к которым есть способности.
Способности
индивидуально-психологические особенности человека, формирующиеся на основе природных задатков и ведущие к успешному овладению той или иной деятельностью, которые при этом не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Талант
высокий уровень развития способностей человека, проявляющихся в творческих достижениях.
Трудоголизм
один из видов психологической зависимости, когда трудовая деятельность становится сверхцснностью, подчиняющей все другие формы жизни человека.
Умение
освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.
Характер
индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей, задающих типичный для данного человека способ поведения, то, как он реагирует на различные ситуации и обстоятельства в жизни.
Уровень готовности к профессиональному самоопределению
количественное и качественное состояние профессионального самоопределения.

на главную

Hosted by uCoz