Если
задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?»,
- и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой
профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского
психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:
- c техникой - «Человек
– Техника»;
- c природой - «Человек
– Природа»;
- со знаковой системой - «Человек
– Знаковая система»;
- с художественным образом - «Человек
– Художественный образ»;
- c людьми - «Человек
– Человек».
Технономические
профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых
происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами,
механизмами.
Связаны:
- с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер,
радиомонтажник, сварщик...);
- с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
- с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности
и предпочтения: |
Выраженные
способности: |
- исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
|
- технический склад ума;
- пространственное воображение;
- склонность к практическому труду;
- эмоциональная устойчивость.
|
Биономические
профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
- с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
- с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
- с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности
и предпочтения: |
Выраженные
способности: |
- ухаживать и наблюдать за животными;
- разводить растения или животных;
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
- бороться с болезнями, вредителями;
- выращивать овощи и фрукты;
- ориентироваться в природных явлениях;
- наблюдать, изучать различные природные явлениями.
|
- наблюдательность;
- склонность к систематизации;
- устойчивость внимания;
- потребность в двигательной активности.
|
Сигнономичегкие
профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды,
символы, тексты.
Профессии, связанные:
- с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
- с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер,
кассир...);
- с чертежами, картами;
- со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
- со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности
и предпочтения: |
Выраженные
способности: |
- обрабатывать тексты и таблицы;
- производить расчеты и вычисления;
- перерабатывать информацию;
- работать с чертежами, картами и схемами;
- принимать и передавать сигналы и сообщения;
- хорошо считать в уме;
- оперировать знаками и символами;
- искать и исправлять ошибки.
|
- способность к математике;
- развитое абстрактное мышление;
- высокая устойчивость внимания;
- склонность к общению;
- аккуратность и усидчивость.
|
Артономические
профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ»,
а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове
«художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка
особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат
мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
- с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений
(художник, парикмахер, кондитер композитор...);
- с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства
(ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности
и предпочтения: |
Выраженные
способности: |
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
|
- яркое воображение;
- образное мышление;
- склонность к творчеству;
- гибкость чувств;
- специальные способности;
- развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
|
Социономические
профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
- с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
- с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
- с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности
и предпочтения: |
Выраженные
способности: |
- обслуживание людей;
- занятие лечением;
- обучение;
- воспитание;
- защита прав и безопасности;
- управление людьми;
- легкость знакомства и общения с новыми людьми;
- умение внимательно выслушивать людей;
- умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
|
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- быстрая переключаемость внимания;
- эмпатия;
- наблюдательность;
- организаторские способности.
|
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение
видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более
близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных
особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся,
а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато
его конек – общение.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может
оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета
труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.
на
главную
|