Существует два варианта классификаций профессий по классам.
Первый вариант:
- исполнительский (алгоритмический)
- творческий (эвристический)
Второй вариант:
- гностический
- преобразующий
- изыскательский
- Исполнительский (алгоритмический)
- Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу,
соблюденем имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.
В основном, не требуют высшего образования (агент, продавец, медсестра, станочник, озеленитель, машинистка...).
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- работать руками
- выполнять чьи-то решения
- воспроизводить уже имеющиеся образцы, размножать, копировать
- точно следовать инструкциям и работать по заданному алгоритму
- выполнять однообразную работу
- соблюдать правила и нормативы
- получать конкретный практический результат
- Творческий (эвристический)
- Профессии данного класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием,
организацией и управлением,конструированием, проектированием,разработкой новых образцов,принятием нестандартных решений.
Требуют независимого оригинального мышления и высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик...)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- создавать новые инструкции и давать четкие, понятные указания
- принимать нестандартные решения
- легко придумывать новые способы деятельности
- брать на себя ответственность
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других
- работать головой
- принимать решения
- создавать новые образцы
- анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать
- Гностический
- Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.
Образование зависит от професии (контролеры-приемщики готовой продукции, товароведы-бракеры, инспекторы, следователи, корректоры...)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- выраженная познавательная активность
- устойчивость внимания
- наблюдательность
- брать на себя ответственность
- контролировать и отслеживать работу других
- работать головой
- анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
- высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
- Преобразующий
- Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочинием, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.
Образование зависит от професии (полеводы, животноводы, инженеры, водители, станочники, монтажники, конструкторы, менеджеры, брокеры, преподаватели, экскурсоводы, наборщики, бухгалтеры, операторы вычислительных машин, маляры, граверы, художники-оформители....)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- склонности к практическому влиянию на окружающую среду
- активность, работоспособность
- наблюдательность
- Изыскательский
- Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.
Чаще требуют высшего образования(селекционеры, конструкторы, закройщики, работники служб научной организации труда, программисты, модельеры, архитекторы, цветоводы-декораторы, визажисты, стилисты, художники, композиторы...)
Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
- выраженная познавательная активность
- интерес к новому
- наблюдательность
- брать на себя ответственность
- высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
- спообность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.
на главную
|