- Готовность к профессиональному
самоопределению
- внутреннее качество личности, позволяющее осознанно и самостоятельно
осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального
намерения.
- Имидж
- сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально
окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
- Задатки
- некоторые биологически детерминированные анатомо-физиологические
особенности человека, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой
сложного процесса формирования и развития способностей.
- Интерес
- эмоциональные предпочтения в познании определённых сторон окружающего
мира
- Карьера
- сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий
продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному
статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию,
самоутверждению человека в профессии и жизни.
- Личный профессиональный
план (ЛПП)
- представления чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии
в частности. Невозможно точно спланировать свои действия на несколько
лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть
готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще?
Важно иметь представления об основных этапах и внешних условиях намеченных
целей.
- Консалтинг
- консультирование по различным вопросам.
- Личность
- целостная психическая организация человека, объединяющая в себе
проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов,
убеждений и ценностей.
- Мода
- временное преобладание каких-либо вкусов, мнений в общественной
жизни, культуре, искусстве.
- Мотив
- движущая сила, которая побуждает человека к деятельности и направляет
её.
- Мышление
- процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся
обобщённым и опосредованным отражением действительности.
- Профессиограмма
- 1) описательная характеристика конкретной профессии, раскрывающая
содержание труда и требований, предъявляемых к профессионалу (к личностным
качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям
человека). В профессиограмме отражают также аспекты профессиональной
деятельности: социальные, социально-экономические, исторические, технические,
технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические
и социально-психологические.
2) документ, регламентирующий технологию построения требований,
предъявляемых профессией к специалисту. Этот документ должен обеспечить
постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации
и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста
конкретного профиля.
- Профессиография
- технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным
качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям
работника.
- Профессиональная
адаптация
- адаптация работающих к условиям профессиональной среды.
- Профессиональная
готовность
- субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной
к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся
ее выполнять.
- Профессиональная
консультация
- форма профессиональной ориентации как непосредственная помощь профориентируемому
в выборе дальнейшего профессионального пути с учетом интересов, способностей,
призвания и уточнения отсутствия противопоказаний.
- Профессиональная
подготовка
- система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая
формирование у личности профессиональной направленности, знаний, навыков,
умений и профессиональной готовности.
- Профессиональная
подготовленность
- оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности.
- Профессиональная
пригодность
- совокупность индивидуально-психологических особенностей человека,
обеспечивающая наибольшую эффективность его профессиональной деятельности
и удовлетворенность своим трудом.
- Профессионально важные
качества (ПВК)
- относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке
индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются
на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение
профессиональных знаний, умений и навыков.
- Профессия
- род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся
источником существования.
- Профессиональное
развитие личности
- процесс развития личности как субъекта профессионального труда и
становления профессионального самоопределения; результат профессионально-технического
образования.
- Профессиональное
самоопределение
- активный и длительный процесс и результат выбора профессий; начальный
этап профессионального и существенная сторона общего развития личности;
психологический критерий и фактор успешности первого этапа профессионального
и общего развития; способ самореализации и составная часть жизненного
самоопределения.
- Профессиональный
отбор
- система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия
человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются
в нормативно заданных опасных условиях, требующих от человека повышенной
ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения
задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
- Психограмма
- описание индивидуально-личностных качеств человека, необходимых
для успешного выполнения определённой трудовой деятельности.
- Рынок труда
- отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия
найма и использования рабочей силы.
- Самоактуализация
- полное развитии своего потенциала (врожденных задатков и способностей).
Теория самоактуализации создана американским психологом гуманистического
направления Абрахамом Маслоу (1908-1970). Согласно его теории
потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены
только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности,
такие как потребности в безопасности, любви, пище и крове. Маслоу
выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. В основании
пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания
(пища, тепло и отдых ). Уровнем выше находится потребность в безопасности
(чувство защищенности в повседневной жизни, отсутствие тревоги). Следующей
насущной потребностью становится потребность в принадлежности
(людям необходимо любить и чувствовать себя любимыми, находиться в
физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми). После
того как потребности этого уровня удовлетворены, актуализируется потребность
в уважении к себе, людям нужны положительные реакции окружающих,
начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов
и славы. Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо
группе и в меру уверены в своих способностях, они готовы попытаться
полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации.
Маслоу считал, что потребность в самоактуализации играет для человека
не менее важную роль, чем перечисленные базисные потребности. «Человек
должен стать тем, кем он может стать», — утверждает Маслоу
- Самооценка
- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего
места среди других людей;
самооценка адекватная - это объективный анализ личностных качеств,
способностей, поведения, внешнего облика;
самооценка завышенная - предполагает преувеличение своих заслуг,
успехов, знаний и других качеств;
cамооценка заниженная - предполагает недооценивание самого
себя: своих успехов, знаний и других качеств.
- Самопонимание
- процесс наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и
мотивов поведения. В результате внутренней работы удаётся «нарисовать»
некий «автопортрет», который называется образом Я.
- Самосознание
- мыслительный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной
значимости.
- Самостоятельность
- волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать,
регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного
руководства и практической помощи извне.
- Специальность
- обозначает содержание образовательной программы подготовки специалиста
в вузе. Перечень специальностей утверждается Министерством образования
Российской Федерации, и каждой специальности присваивается свой номер.
Если в справочнике для поступающих рядом с названием специальности
указан ее номер, это означает, что обучение ведется по программам
соответствующим государственным стандартам.
- Социальный престиж
профессии
- значимость и привлекательность, приписываемые в общественном сознании
различным сторонам деятельности человека.
- Социальный статус
- совокупность особенностей человека, вытекающих из его принадлежности
к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив),
социально-историческим общностям или большим группам (нация, народ,
класс, страна).
- Склонность
- эмоциональные предпочтения определённых занятий, к которым есть
способности.
- Способности
- индивидуально-психологические особенности человека, формирующиеся
на основе природных задатков и ведущие к успешному овладению той или
иной деятельностью, которые при этом не сводятся к уже имеющимся знаниям,
умениям и навыкам.
- Талант
- высокий уровень развития способностей человека, проявляющихся в
творческих достижениях.
- Трудоголизм
- один из видов психологической зависимости, когда трудовая деятельность
становится сверхцснностью, подчиняющей все другие формы жизни человека.
- Умение
- освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью
приобретённых знаний и навыков.
- Характер
- индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей,
задающих типичный для данного человека способ поведения, то, как он
реагирует на различные ситуации и обстоятельства в жизни.
- Уровень готовности
к профессиональному самоопределению
- количественное и качественное состояние профессионального самоопределения.
на главную
|